Регистрация права собственности в Росреестре и внос информации об этом в единый банк данных обозначает придание данному праву юридического статуса. Нет ничего сложного в этом мероприятии, однако, данному этапу предшествует череда процессов о тонкостях выполнения которых лучше знать все подробности.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно!
Оглавление:
Что означает регистрация прав
Регистрация прав собственности на землю – это учет участков согласно положениям законодательства, принадлежащих лицам с любым статусом.
При этом регистрация прав собственности в различных случаях имеет отличия, все зависит от того, каким путем было приобретено право собственности
Зачем регистрировать право собственности
Регистрация прав необходима для полномерного использования земли. Посредством наличия правы собственности, владелец земли имеет возможность совершать с ней любые действия – продажа, передача в наследство, сдача в аренду и прочее, поскольку она находится в обороте.
Законодательное регулирование
Основания для учета земель предусмотрены статьями 35, 36 и 64 Конституции РФ и 1 частью 2-го раздела ГК РФ, а именно статьей 260.
Конституция Российской Федерации Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.Конституция Российской Федерации Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.ГК РФ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю
1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Законодательным актом, регулирующим весь процесс регистрации, является ФЗ о ГКН №122 от 1997 года. В результате данных действий вносимые сведения в ГКН содержат:
- Кадастровые данные;
- Место положения территории;
- Форму собственности;
- Основания для перехода прав;
- Идентификация нового собственника.
Важно: банк данных сохраняет все сведения на бессрочной основе, даже после прекращения существования объекта.
Как правильно оформить право собственности на земельный участок — смотрите инструкцию в этом видео:
Основания для регистрации
Государственная регистрация земли может произойти только при наличии определенных факторов:
- Правопорождающих – имущественные сделки, на основании которых у приобретателя имущества возникает право и прекращение юридической правоспособности у лица, отчуждающего надел:
- Наследование;
- Купля-продажа;
- Дарение;
- Мена.
- Правопрекращающие – когда собственник теряет возможность управлять имуществом или участок с юридической точки зрения теряет свой прежний статус:
- Арест земель в залоге;
- Конфискация имущества;
- Гибель объекта.
- Правоизменяющих – не затрагивающих прав собственника и его статуса относительно данного объекта, но изменяющие форму собственности, к примеру, выкуп земельного участка из аренды в собственность (переход права аренды в право собственности).
Кроме данных оснований необходимо заявление на основании, которого начинается весь процесс регистрации от правоспособного лица, относящегося к категории:
- Собственников участков;
- Участников сделок с недвижимостью;
- Представителей, действующих на основании доверенности от правообладателя.
В каком порядке и на каких основаниях осуществляется признание права собственности на землю вы можете прочесть тут.
Пошаговое руководство по регистрации права собственности на землю
Обращаться для выполнения поставленной задачи необходимо в местное отделение Росреестра или МФЦ – эти два органа выполняют идентичные задания по наполнению единой базы данных.
Обратиться в данные органы доступно:
- Лично;
- Посредством электронной заявки;
- Заказным письмом.
Составление заявления
Заявление при личном обращении составляется регистратором в присутствии владельца участка, который заверяет его собственноручной подписью с расшифровкой.
В бумаге следует обязательно указать:
- Основания для госрегистрации;
- Если в качестве основания выступает имущественная сделка необходимо указать данные бывшего и будущего владельца;
- Технические и кадастровые характеристики земли.
Приложить документацию, подтверждающую сведения. Также следует указать способы получения документов регистрации по итогам завершения всех процессов.
Необходимая документация
Важно: к заявлению в обязательном порядке необходимо приложить заранее подготовленную документацию, которая является подтверждением правоспособности заявителя и участка относительно которого затеян данный процесс.
Среди обязательных документов должны быть следующие:
- Оригиналы паспортов участников сделки, если речь идет о купле-продаже, или паспорт только заявителя в ином случае;
- Если делом занимается представитель, его документ удостоверения личности и доверенность завизированная нотариусом;
- Гражданско-правовой договор, если это имущественная сделка;
- Если переоформление вытекает из другого права собственности, к примеру, путем приватизации – административный акт (постановление о выделении земельного участка);
- При получении в собственность участка посредством торгов, необходим административный акт с выпиской из протокола;
- Свидетельство о собственности;
- Кадастровая документация (кадастровый паспорт земельного участка);
- Завещание или прочий документ о вступлении в право собственности на основании наследования;
- Решение суда, если право собственности устанавливалось в судебном порядке;
- Если заявитель семейный человек, согласие второй половинки;
- Разрешение от сособственников участка, если он находится в долевом или общем владении;
- Справка об отсутствии любого вида обременений;
- Справка из Росреестра о зданиях на территории участка;
- Квитанция об уплаченной пошлине.

Бланк заявления о регистрации права собственности на землю.
При этом важно соблюсти следующие нюансы:
- При пересылке по почте в пакете документов копии паспорта и документа о наследовании должны быть заверены нотариально, все остальные высылаются или подаются в оригиналах с приложенными копиями.
- Договор имущественной сделки передается в 3-х экземплярах.
- При передаче всего пакета специалисту регистрирующего органа на руки подателю выдается расписка.
В расписке указывается:
- Перечень принятых документов;
- Дата их принятия;
- Дата получения свидетельства.
Сроки и стоимость
Согласно регламенту регистрации права собственности документы готовятся в течение 21 дня, при более раннем сроке изготовления, с собственником земли свяжутся по указанным данным в заявлении и согласуют день посещения Росроеестра.
Стоимость услуг может варьироваться в зависимости от сложности отправленного дела и формы права собственности:
- Если происходит переоформление собственной земли, пошлина составляет 350 рублей;
- При переоформлении участка, полученного в результате имущественной сделки, физическое лицо уплатит 2 000 рублей, организация – 22 000 рублей.
Порядок действий при регистрации земли
Каждый случай имеет свою инструкцию.
Перевод участка в частную собственность
- Оплата госпошлины в размере 1 000 рублей;
- Составить документ о получении свидетельства;
- Передать пакет документов под расписку сотруднику госучреждения;
- В назначенный день прийти и забрать готовый документ.
По наследству
После полугода можно будет забрать у нотариуса свидетельство на право собственности и начать процесс госрегистрации в Росреестре.
Переоформление пустующей земли
Это довольно длительный процесс, лучший вариант в данном случае найти владельцев земли посредством местного органа самоуправления.
Однако если владельцы так и не нашлись, подается заявление в государственные органы местного управления.
После 3 месяцев приходит ответ, в случае положительного решения землю можно выкупить у администрации по средней стоимости и провести сделку купли-продажи.
Важно: в данном случае необходимо грамотно обмежевать участок при помощи геодезической службы. Как и кем проводится геодезическая съемка земельного участка вы можете прочесть в этой статье.
Пошлина в данном случае перед походом в Росреестр будет стоить 2 000 рублей.

Свидетельство о регистрации права на землю.
Что делать в случае отказа
Случаи отказа происходят по некоторым причинам в случае:
- Ненадлежащего оформления заявления;
- Возникновения сомнений в подлинности документов;
- Документ не имеет правоспособный вид;
- Заявление не обладает полноценными данными.
Важно: в случае отказа подателю указывают на его причину, он имеет право на консультацию специалиста. После исправления недочетов обратиться в государственный орган доступно повторно.
Также существуют прецеденты отказа, когда в базе данных Росреестра хранятся данные относительно объекта, идущие в разрез с предоставленными. В данных случаях необходимо согласование и уточнение сведений, как в интересах собственника, так и в интересах Росреестра.
На всю эту процедуру отводится месяц, если по истечении этого срока вопрос не решается необходимо обращение в суд.
Важно: для этого необходимо доказать при помощи соответствующей базы добросовестность намерений.
Если обращения в суд не последует в течение 30 дней, процесс регистрации будет проведен далее.
Перерегистрация участка на основании права собственности
Перерегистрация допустима относительно собственного участка со статусом:
- Пожизненно наследуемого владения;
- Аренды у муниципалитета;
- Бессрочного пользования.
Если владелец ранее не принимал участие в приватизации, ему допустимо выполнить перерегистрацию бесплатно.
Для этого подается заявление на имя главы муниципалитета с указанием:
- Статуса земли;
- Параметров участка;
- Кадастровых сведений;
- Озвучивается просьба о разрешении перерегистрации.
К бумаге прилагаются:
- Свидетельство о праве собственности;
- Кадастровая документация;
- Копия удостоверения личности заявителя.
При отношении к льготной категории подателя, необходимо сообщить об этом факте.
Обращение рассматривается в течение 30 дней, после которых озвучивается решение органа в одобрении прошения или отказе.
Если возможность на приватизацию исчерпана переоформление доступно путем выкупа участка согласно его кадастровой стоимости.
Заключение
Начиная процедуру регистрации земли, необходимо детально изучить весь процесс от начала и до конца с учетом нюансов конкретного случая.
Какие нужны документы для оформления в собственность земли и как их заполнить вы можете посмотреть тут:
Здравствуйте! Осуществляю оформление участка земли в собственность, однако столкнулся с проблемой. Председатель настоятельно затягивает процесс и явно дает понять, что сам был бы не прочь на этот кусок претендовать. Как в этом случае поступить?