Многоквартирный дом требует особого отношения и управления. Серьезная забота о благоустроенности быта жильцов и комфортного проживания ведет к процветанию и благополучию многоэтажек. Кто занимается непосредственным управлением многоквартирных домов и в чем заключается такая деятельность? Ответы на такие вопросы должен знать каждый, живущий в многоэтажном доме.
Оглавление:
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом
По состоянию на 2017 год непосредственное управление может иметь место в домах, где квартир не больше 16. Все остальные многоэтажки современного типа с количеством квартир больше 16 управляются, согласно Жилищному кодексу РФ:
- жилищным кооперативом (ЖК);
- товариществом собственников жилья (ТСЖ);
- по договору с управляющей компанией (УК).
В 2015 году были внесены поправки в Жилищный кодекс (ФЗ № 225).
Обычно, при непосредственном управлении, жильцами выбирается один представитель (управляющий домом), который решает все вопросы по капитальному ремонту, водоснабжению, электро- и газоснабжению в соответствующих организациях. Управдом:
- представляет интересы жильцов;
- проводит собрания и информирует обо всех вопросах проживающих в доме;
- вопросы благоустройства территории так же относятся к его введению;
- сбор средств и другие организационные вопросы решаются сообща всеми жильцами, а ответственным за все мероприятия в итоге оказывается управдом.
Плюсы и минусы непосредственного управления многоэтажным домом рассмотрены в этом видео:
Какие достоинства и недостатки у непосредственной формы управления
По сравнению с ТСЖ, такая форма управления более открытая и не допускает перерасхода средств жильцов, которые доверяют свои деньги руководству товарищества.
Непосредственное управление дает возможность жильцам самим оплачивать все коммунальные и другие расходы и контролировать свой бюджет.
Плюсы непосредственного управления многоквартирным домом:
- Каждый собственник квартиры в доме перезаключает договор по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. С этого момента все расходы собственниками контролируются. Это позволяет исключит долги, которые может собрать, например, Управляющая компания.
- Каждый хозяин квартиры будет получать свой собственный счет, квитанцию об оплате, именно ту, которая отражает показания счетчиков. В отличие от, например ТСЖ, когда суммы платежей проходят через руководство товарищества, никто не припишет лишние рубли к оплатной квитанции.
- Задолженности по квартплатам одних жильцов никоим образом не отражается на других собственниках квартир. Каждый сам несет ответственность за свои платежи и расходы.
- Все вопросы по организации и благоустройстве общих помещений, лестничных пролетов и двора решаются вместе, сообща, а расходы делятся по согласованию поровну между жильцами.
- Что касается ремонтных работ относительно дома, то жильцы сами выбирают компанию, подписывают договор и принимают работу.
- Все вопросы, если они интересуют половину жильцов, решает управдом в соответствующих инстанциях, как уполномоченный представитель дома.
Есть ли минусы
Минусы непосредственного управления:
- Каждый может участвовать в благоустройстве дома и двора исключительно по своему желанию. Любой сбор денег на какие-либо нововведения – сугубо добровольное дело. Если половина жильцов хочет засадить двор деревьями, а вторая не считает это важным, то сумму на покупку саженцев могут сдать только желающие.
- Управдом – должность не оплачиваемая. Общественник, энергичный человек, решающий вопросы и, хотя бы слегка, умеющий общаться в инстанциях, который захочет взять на себя такую обязанность, есть не в каждом доме. В таких случаях жильцы ищут человека со стороны, не проживающего в доме, которому готовы доверить эту ответственную ношу.
- Существует проблема, когда жильцы, в силу незнания, не могут правильно определиться с компаниями – поставщиками коммунальных услуг. В этом случае рекомендуется объединиться и посоветоваться в нескольких инстанциях, чтобы вдруг не оказаться без горячей воды, например.
- В каждой квартире сам хозяин оплачивает коммунальные услуги. Но, управдом (обычно он сам) должен проверять квитанции по оплате в каждой квартире, чтобы платежи были сделаны вовремя.
- С момента перехода на непосредственное управление, муниципальная и государственная поддержка канет в лету. Жители дома будут отвечать сами за все траты на дом и прилегающую территорию.
- Всю ответственность по ведению документации берет на себя управдом. Чтобы избежать связанных с этим недоразумений и обеспечить квоту доверия, он обязан давать ежемесячный отчет о проделанной работе, о расходах общих финансов. Доверием управдомы дорожат, но со стороны собственников квартир проводится обязательный контроль его работы.
- По закону, капитальный ремонт в таком доме ложится на плечи самих жильцов. Все расходы они несут сами. Вот здесь, обычно и есть проблема. Так как жильцы, по незнанию, доверяют свои деньги банку на законных условиях. Но по закону, который сейчас несовершенен по отношению к непосредственно управляемым домам, суммы выплат задерживаются и ремонт оттягивается. В других случаях, даже имея деньги на счете, жильцам приходится платить снова из своего кармана. Такие юридические нюансы по отношению к финансированию капитального ремонта необходимо уточнять и обсуждать с юристами до того, как начнутся перечисления на капитальный ремонт.
Как перейти на непосредственное управление
Самое главное – желание. По ЖК РФ, каждый владелец квартир в доме должен быть согласен на такую форму управления.
Собрание может быть очным и заочным. Если жители дома дружны и проявляют инициативу, то собрание состоится очно.
Если небольшой группе или одному лицу – собственнику квартиры в доме, приходит идея и желание превратить дом в непосредственно управляемый, то нужно:
- собрать подписи жильцов, которые поддерживают такую идею;
- организовать собрание (назначить дату, время и место сбора жильцов);
- обдумать ход собрания и составить план (регламент) встречи.
Какими полномочиями обладает совет в многоквартирном доме, а также председатель такого совета — читайте здесь.
На собрании должны решаться вопросы о:
- целесообразности перехода на непосредственное управление;
- в случае положительного решения важно выбрать управдома, который соответствовал бы необходимым требованиям наличия организаторских способностей, порядочности и умения решать вопросы вовремя и в любых инстанциях;
- обычно на выборы приглашается представитель местной администрации. Это законное решение – в большинстве случаев, выбранный на должность управляющего будет общаться непосредственно с представителями административных инстанций. К тому же, чаще всего, приглашенное лицо объясняет как управлять домом, организовывать людей и подыскивать компании по ЖКХ для дома.
Представитель администрации тоже голосует «за» или «против» претендента.
После собрания все должны подписать «Протокол собрания», составленный по стандартной форме. Обычно протоколы содержат:
- дату;
- номер;
- тему;
- план (регламент);
- кто выступал и что говорил (в кратце);
- кто и как голосовал;
- как окончилось голосование;
- чем закончилось собрание;
- какие постановления были вынесены на собрании;
- регламент – кто и чем будет заниматься, согласно решениям, принятым на собрании;
- Ф. И. О. проводящего собрание;
- подписи и расшифровки двоих-троих ведущих собрание и оформляющего протокол.
Как составить договор
На нескольких листах описаны:
- все действующие лица – жильцы, управляющая компания и лицо, уполномоченное ее представлять;
- все данные о многоквартирном доме (адрес, площадь, количество этажей, квартир, практически все, что написано в кадастровом и техпаспорте);
- перечислены термины, которые будут употребляться на протяжении всего документа;
- перечислены все имущество в доме, которое считается общим и действия относительно его благоустройств. Что входит в места общего пользования в многоквартирном доме — читайте тут;
- кто является высшим органов в процессе управления;
- четко прописано во второй части предмет договора;
- какие технические текущие ремонтные работы будут проводиться;
- какие профилактические сезонные ремонтные работы будут проводиться;
- уборка мусора и текущая уборка общих территорий, другие вопросы обеспечения гигиены и санитарного режима для комфорта проживающих в доме;
- третья часть содержит обязанности сторон, а так же их права;
- в четвертой части регламентируются вопросы платежей;
- ответственность сторон и условия расторжения договора содержатся в следующих частях;
- определяются вопросы времени и частоты проведения собраний;
- срок действия договора;
- дату и подписи сторон.
Непосредственное управление многоквартирным домом может быть очень качественным или, наоборот, вызывать недовольство жителей дома.
Поэтому, первый срок лучше заключать на короткий промежуток в год или два. Опыт покажет, насколько такой вид управления подходит именно отдельно взятому вашему многоквартирному дому.
Как работает на практике непосредственная форма управления жильем — смотрите в этом видео: