Значение и суть акта о передаче квартиры при дарении

Для максимально быстрого и успешного завершения процесса по отчуждению квартиры посредством дарения возможно оформление акта приема-передачи, который рассматривается как часть заключенного договора.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-51-68. Это быстро и бесплатно!

Акт приема-передачи квартиры при дарении: понятие и особенности

Под актом приема-передачи квартиры подразумевается документ вспомогательного характера, отражающий факт совершения собственником безвозмездной передачи недвижимости другому лицу. Его оформление предусматривает наличие определенных нюансов, отражающих законность совершаемой сделки.

Так называемый передаточный акт при дарении составлять в обязательном порядке не требуется, однако во избежание возникновения спорных моментов, сделать это желательно.

Впоследствии указанный документ, подписанный сторонами, обеспечит подтверждение того, что участники сделки были ознакомлены с обстоятельствами процедуры и не возражали против передачи объекта.

Вероятность признания сделки незаконной при подобной процедуре почти исключается (кроме ситуаций, когда подтверждаются факты, что одна из сторон не понимала сути своих действий либо на участника было оказано давление в момент подписания бумаги).

Положительной сторона наличия акта (например, акта приема-передачи ключей от помещения) состоит в том, что он содержит информацию о стоимости передаваемой в дар недвижимости, а это является важным моментом при заключении договора между лицами, не состоящими в родстве.

В дальнейшем одаряемому предстоит оплатить соответствующий налог, который исчисляется исходя из кадастровой оценки квартиры. Что такое кадастровая стоимость квартиры узнайте здесь.

Какие подводные камни существуют при подписании акта приема-передачи квартиры вы можете узнать тут:

Порядок оформления документа

Составление акта приема-передачи квартиры предполагает присутствие всех лиц, участвующих в сделке. При этом сторонами должно быть достигнуто взаимное согласие и отсутствие споров.

В случае невозможности кого-либо принять участие в данной процедуре по определенным обстоятельствам, то от его имени вправе действовать представитель, подписывающий бумагу на основании нотариальной доверенности.

Действующим законодательством не установлено специальной формы, которой должен соответствовать передаточный акт, поэтому он составляется произвольным образом. При возникновении затруднений примерный образец документа можно найти сети интернет. Допускается как заполнение его в электронном виде с последующей распечаткой, так и заполнение от руки.

Однако несмотря на отсутствие регламентированной структуры подобного документа, есть определенные моменты, которые должны быть указаны в акте приема-передачи квартиры к договору дарения:

  • название;
  • дата составления документа;
  • место оформления;
  • личные сведения в отношении сторон договора дарения (ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, место прописки и фактического проживания);
  • адрес и точная характеристика подаренного объекта недвижимости;
  • перечень имеющейся документации на квартиру;
  • выявленные недостатки квартиры (если они есть);
  • наличие либо отсутствии претензий между участниками сделки;
  • личные подписи сторон.

Образец акта приема-передачи квартиры.

После того, как передаточным актом зафиксирована необходимая информация, и он подписан участвующими в процессе лицами, сделку можно считать заключенной.

При дарении квартиры акт приема-передачи квартиры оформляется в количестве экземпляров, равном числу участников сделки и еще один — для регистрирующего органа.

Как оформить договор дарения доли квартиры вы можете прочесть в этой статье.

Куда следует обращаться

Когда акт приема-передачи квартиры подготовлен и скреплен подписями участвующих в процедуре лиц, дарителю и одаряемому (или их доверенным лицам) необходимо явиться с документами в орган Росреестра для регистрации подаренной квартиры на нового собственника. Происходит это путем внесения записи в единый государственный реестр недвижимости.

Определение сроков заключения

Для признания законности процедуры и ее успешного завершения требуется зарегистрировать оформленные бумаги. Общая продолжительность рассмотрения документов составляет десять дней.

Но следует помнить, что сроки могут быть разными, так как это зависит от конкретных обстоятельств совершения сделки.

После того, как регистрация произведена, одаряемый становится полноправным владельцем переданной квартиры и получает возможность распоряжения недвижимостью по собственному усмотрению. 

Необходимая документация

Для подтверждения факта дарения жилья передаточным актом, потребуется собрать следующие бумаги:

  1. Документы, удостоверяющие личности дарителя и одаряемого.
  2. Дарственная, подписанная сторонами.
  3. Свидетельство о государственной регистрации права на передаваемую недвижимость при его наличии.

Кем оформляется документ

На сегодняшний день самостоятельное совершение акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи, дарения невозможно. Данная бумага должна быть оформлена и подписана у нотариуса. При этом следует грамотно ее составить, для чего можно обратиться к компетентному в указанном вопросе правоведу.

В случае оформления сделки по передаче квартиры в дар нотариусом, утратившим лицензию либо неправомочным на совершение таких действий в момент заключения договора, передаточный акт признается несоответствующим требованиям закона.

В подобных обстоятельствах важно посетить уполномоченного специалиста для надлежащего исполнения процедуры.

Цена вопроса

Стоимость услуг по оформлению акта приема-передачи устанавливается тарифами нотариальной конторы, где совершена процедура. Основная денежная сумма подлежит оплате за оказание правовой помощи юристом и удостоверение документов нотариусом.

Кроме того, при обращении в регистрирующий орган потребуется оплатить госпошлину, размер которой устанавливается законодательством.

Особенности грамотного изложения характеристик имущества

В приведении подробного описания всей собственности нет необходимости. Тем не менее таким образом можно снизить риск возникновения возможных споров.

Когда имеется информация относительно вещей, отчуждатель вправе предать новому владельцу правомочие по владению имуществом, а вещи, не прописанные в тексте передаточного акта, оставить себе.

Рекомендуется отразить в документе следующее:

  • имеющуюся технику;
  • ценные предметы (например, относящиеся к искусству или антиквариату);
  • приборы учета потребления ресурсов и их число в данной жилплощади;
  • прочее имущество (к примеру, предметы мебели).

Как только документ, предусматривающий перечисленные моменты, подписан лицами, участвующими в сделке, первоначальный собственник утрачивает право на заявления притязаний относительно предоставленных объектов.

Основные реквизиты акта о передаче жилого помещения.

Вопросы, требующие особого внимания

Перед подписанием документов важно заблаговременно осмотреть квартиру, которая передается в дар. Если это не было сделано одаряемым, и он подписал договор, не проверив, в каком состоянии находится недвижимость, то подтвердить, что ему не было известно о качестве жилья, будет весьма затруднительно.

Поэтому желательно заранее осмотреть имущество, снизив тем самым риск проявления негативных последствий.

Первым делом нужно оценить:

  • какой сделан ремонт;
  • в каком состоянии находится сантехника;
  • есть ли вода, электричество и газ (при осуществлении газоснабжения жилья);
  • наличие дефектов на окнах;
  • не находится ли квартира в аварийном доме, подлежащем сносу.

В случае обнаружения недостатков, их можно отразить в передаточном акте или в другом документе, которое будет служить приложением.

Связь договора дарения с актом приема-передачи

Положения гражданского законодательства, регламентирующие вопросы, касающиеся дарения, не содержат предписаний о необходимости применения передаточного акта. Поэтому составляется он по договоренности участников сделки, основываясь на условиях договора, по отношению к которому акт приходится приложением.

Исходя из того, что акт приема-передачи непосредственно связан с главным документом при осуществлении безвозмездной передачи недвижимости во владение нового собственника, он подтверждает бесспорность того обстоятельства, что указанная сделка завершена.

В момент оформления документа (в том числе акта приема-передачи квартиры при аренде) следует проявить особую внимательность, чтобы впоследствии не возникло проблем, разрешить которые не так просто.

Ввиду сказанного, стоит обратиться к опытному специалисту в области юриспруденции, который сможет верно с правовой точки зрения составить договор и даст рекомендации по основным моментам данной процедуры.

Что нужно знать при подписании акта приема-передачи квартиры смотрите в этом видео:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

17 − шесть =