Многие граждане не могут позволить себе не то что купить квартиру, но даже и арендовать полноценное жилье. Альтернативой этому выступает аренда отдельной комнаты. Снять комнату в общежитии очень непросто. Но есть в студенческих общежитиях сделать это практически невозможно (тут предлагается аренда койко-места), то в помещениях семейного типа это сделать значительно проще.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 725-58-91. Это быстро и бесплатно!
Оглавление:
Особенности и порядок
Аренда комнаты состоит из таких шагов:
- выбрать подходящее помещение;
- осмотреть его;
- составить договор;
- оплатить проживание.
Но главные особенности заключаются как раз в условиях заселения. Обращать внимание следует на такие факторы:
- Когда владельцем общежития является образовательное учреждение или предприятия, заселиться туда смогут только студенты и сотрудники. Всем остальным гражданам получить там жилье будет проблематично.
- Коменданты практикуют случаи, когда договор аренды заключается на их имя. Это опасно тем, что в случае проверки, жильцу нужно будет выселяться, а заплаченные день с большой вероятностью пропадут.
- Сдавать комнату в аренду имеет право только собственник жилья. Это возможно в общежитиях семейного типа, так как там большинство квартир приватизировано, а владельцы могут распоряжаться собственностью на свое усмотрение.
- После заключения договора аренды на комнату, арендатор получает право на пользование кухней, туалетом и ванной и прачечной, если она присутствует.
- Больше ценятся те комнаты, где проведено водоснабжение. Однако следует помнить, что перепланировка и подведение воды в помещение должны быть официальны зарегистрированы.
При аренде общежития норма площади на одного человека должна составлять 6 квадратных метров. Если ее не хватает – договор считается недействительным. Когда право собственности на общежитие переходит другому владельцу, арендное соглашение также становится недействительным.
Опыт аренды комнаты и странная хозяйка:
В Жилищном кодексе указано, что стать арендодателем может только владелец недвижимости. Это:
- муниципальные образования;
- публичные организации;
- государственные учреждения или предприятия.
Это значит, что принимать решение о предоставлении комнаты в общежитии могут принимать только те граждане и организации, которые имеют статус владельца недвижимости.
Чтобы отношения между сторонами были оформлены точно с правовой стороны. Обязательно следует заключать договор с письменной форме.
Как заключить договор аренды комнаты в общежитии
Договор должен включать такие реквизиты:
- название;
- место и время составления;
- данные о сторонах;
- технические характеристики объекта аренды (комнаты);
- сроки;
- арендная плата;
- обязанности и права сторон;
- прочие условия.
Стороны могут самостоятельно определить условия, на которых заключается соглашение. Как показывает практика, многие просто игнорируют такую необходимость и отказываются оформлять договор. Из-за этого в будущем возникают ненужные споры и проблемы.
Договор становится основанием для решения спорных вопросов, так как в нем прописаны все условия аренды.
Основные особенности заключения договора аренды комнаты в общежитии:
- Соглашение будет считаться ничтожным, если арендатор получит в пользование комнату, площадь которой меньше 6 квадратных метров.
- Важно обращать внимание на собственника общежития. Если оно принадлежит предприятию, право на заселение получат только его сотрудники и их родственники. Любые другие граждане не могут получить допуск к подобному жилью.
- Договор может быть заключен только в том случае, если организация-собственник даст на это разрешение. Период аренды ограничивается сроком учебы или трудовой деятельности.
- Когда арендатор проживает не один, все другие лица должны зарегистрироваться.
- Выселение из комнаты не происходит одновременно с предоставлением гражданину другого жилья. Исключением являются граждане, категории которых определены в статье 103 ЖК РФ.
- Когда общежитие переход во владение муниципалитету или другому юридическому лицу, происходит смена собственника. Из-за этого заключенный договор аренды считается недействительным. Однако граждане не могут быть выселены с помещения без предоставления нового жилья. Зачастую правовые отношения в этом случае просто переоформляются – заключается договор социального найма.
Заключение арендного соглашения очень важно с правовой стороны, так как помогает уберечь стороны от возникновения спорных моментов.

Бланк договора аренды комнаты в общежитии.
Какие нужны документы
Пакет документов зависит от того, каким статусом обладает общежитие. Если оно принадлежит предприятию или учебному заведению, нужно будет подготовить такие бумаги:
- направление от организации;
- паспорт лица, желающего арендовать комнату;
- медицинская справка, свидетельствующая об отсутствии заразных заболеваний;
- справка об эпидемиологическом окружении;
- квитанция об уплате.
Если комната в общежитии приватизирована, а арендодателем является собственник помещения, нужны такие документы:
- паспорта обеих сторон;
- документы, свидетельствующие о праве на владения помещением;
- кадастровый паспорт;
- техпаспорт;
- справка из ЕГРП о том, что имущество не находится под арестом или обременениями;
- справка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
- согласие всех собственников.
В некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные документы.
Срок действия
Долгосрочные арендные договоры нужно регистрировать в государственных органах. Если речь идет об учебном заведении, то соглашение заключается на весь период учебы. В тексте документы должны быть прописаны сроки внесения арендной платы на полгода или на весь учебный год. Во время каникул студент сохраняет за собой право аренды – в комнате он может хранить свои вещи.

Реквизиты договора аренды комнаты.
Когда договор заключается с общежитием предприятия, сроком его действия будет период действия трудового контракта, который был заключен между сотрудником и работодателем.
Также здесь прописываются сроки внесения платы за комнату – обычно, раз в месяц. Часто стоимость аренды просто списывают с заработной платы сотрудника. Договор автоматически перестает действовать в момент увольнения гражданина.
Договор аренды комнаты в общежитии между физическими лицами
Собственник также может сдавать комнату в аренду, однако эта процедура имеет свои особенности:
- Арендодатель должен обладать всеми правоустанавливающими документами.
- Если собственников помещения несколько, от всех должно быть согласие на аренду. Каждое разрешение следует заверять у нотариуса.
- Если в числе владельцев присутствуют дети до 18 лет, нужно получить разрешение от их официальных представителей или опекунов.
- Если помещение было получено в собственность во время брака, необходимо разрешение супруга или супруги.
- Если в комнате есть отдельное водоснабжение, нужно проверить соответствие планировки техпаспорту.
Во всем остальном аренда происходит на общих основаниях. Если срок действия соглашения превышает один год, документ следует зарегистрировать в Росреестре. Тогда арендодателю нужно будет выплачивать налог за получение дохода. Для краткосрочных соглашений регистрация не является обязательной.
Комната передается в пользование на основании текущего договора аренды и акта приема-передачи.
Отдельные виды договора аренды:
Варианты мошенничества
Договор следует заключать еще и для того, чтобы уберечься от мошенничества. Вариантов обмана может быть несколько:
- Человек представляется представителем какой-то фирмы и за отдельную плату предлагает заселить в общежитие. Притом, предлагается очень выгодный вариант, когда человек просто не может отказаться.
- Гражданин заключает с таким посредником договор и оплачивает аренду.
- Мошенник выдумывает уважительную причину, по которой заселение в общежитие невозможно. Взамен он предлагает большое количество других вариантов – невыгодных для арендатора.
- Как следствие, человек не получает ни жилья, ни своих денег обратно.